Один из основных врагов здоровья школьников – некачественный свет, его недостаток или повышенная пульсация, вызывающая повышенную нагрузку на зрение. Именно по этим причинам в России регулярно утверждаются обновленные, весьма строгие, государственные требования к используемому школьному оборудованию и, в частности, к освещению школьных и дошкольных образовательных учреждений.
-
Давайте подробнее разберем эти требования:
-
Общий индекс цветопередачи (СRI) в школьных и дошкольных учреждениях должен составлять не менее 90 Ra;
-
Спектр светоизлучения должен быть: белым, тепло-белым или естественно-белым;
-
Цветовая коррелированная температура для школьных учреждений должна составлять не более 4000 К, а для дошкольных – не более 3000 К;
-
Уровень искусственной освещенности - не менее 400 люкс;
-
Светорассеивающая конструкция для помещений, предназначенных для занятий физкультурой и спортом, а также помещений пищеблока, душевых и прачечных должна быть защитной и пылевлагонепроницаемой;
-
Нормируемые показатели световой среды должны составлять:
· защитный угол – не менее 90°;
· габаритная яркость - не более 5000 кд/м2;
· неравномерная яркость выходного отверстия - не более 5:1.
FAROS LED в своем ассортименте имеет серию светодиодных светильников, разработанных специально для освещения школьных и дошкольных учреждений:
-
FS 10 - для установки над школьными досками,
-
FS 180 - с возможностью установки антивандальной решетки,
-
FS 500 - с высокой степенью защиты от пыли и влаги,
-
FS 595 - с возможностью установки на потолок Армстронг и Грильято.
Их технические характеристики полностью соответствуют нормативам СанПин и имеют ряд дополнительных преимуществ:
Спектральные характеристики специально подобранного для образовательных учреждений светодиодного освещения близки к солнечному свету.
LED-эффект светодиодного освещения снижает нагрузку на зрение и нервную систему (люминофоры в высококачественных светодиодных светильниках позволяют получить свет белого цвета, полностью безопасный для глаз).
-
Отсутствие ультрафиолетового излучения и стробоскопического эффекта.
-
Лампы не нужно часто менять — ресурс работы светодиода составляет, в среднем, не менее 75 тысяч часов.
-
Яркость распределяется более равномерно по сравнению с люминесцентными лампами.
-
Затраты электроэнергии снижаются в два-три раза, без реорганизации электросетей.
-
Прочные поликарбонатные рассеиватели светодиодных ламп — отличная страховка от шалостей.
Важно: планируя освещение школы, с 2022 года светотехники должны руководствоваться Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Представляем краткие выдержки из этого документа:
- Обязательное наружное освещение (п. 2.2.1.)
-
Учебные доски должны быть с антибликовых покрытием и оснащенные дополнительным источником света (п. 2.4.4.)
-
Для больших помещений учебных классов: при глубине учебных помещений (аудиторий, классов) более 6 м оборудуется правосторонний подсвет (не ниже 2,2 метра от пола) со стороны стены, противоположной светонесущей. (п 2.8.2.)
-
Освещенность: игровые дошкольные помещения – 400 люкс, учебные классы – 300 люкс, мастерские, кабинеты рисования – 300 люкс, кабинеты труда – 400 люкс. (п. 2.8.5)
-
По оформлению поверхностей в помещениях для обеспечения равномерного освещения: коэффициент отражения от стен не менее 0,55; от потолка, верхней части стен и оконных откосов - не менее 0,7; от мебели - не менее - 0,45. (п. 2.8.8.)